Сегодня мне очаровательнейший дядечка Ким Иваныч рассказал забавную историю. Отправили его учить таджиков русскому и литературе. Со второклашками всё просто, учат слова: стол, стул... А тут приходит 7й класс, у них по программе стихотворение Пушкина "Узник". Ким Иваныч стихотворение наизусть прочитал и рассказывает, что хотел сказать поэт. Полчаса рассказывает, потом, разумеется, спрашивает, что поняли, что нет. Они сидят всем классом на него смотрят, все, говорят, высокие, крепкие, и молчат. Оказалось, что они вообще ничего не поняли, плохо у них с русским.
Что делать, Ким Иваныч давай сначала, решётку на доске нарисовал, ну в общем, наглядно всё, как полагается. А задание на дом - стихотворение наизусть выучить.
Вот у них следующий урок, он спрашивает, кто выучил. Опять сидят солдатиками, молчат. Тут сзади робкая рука:
- Учитель, а можно своими словами?
Ну что делать, давай хоть своими. Выходит, значит. Тут, конечно, нужно таджикскую интонацию себе представить, потому что он ко всему классу повернулся и в жанре страшилки рассказывает:
- Сидит узник... в темноте... за решёткой...
И тут слово забыл.
- Уть-уть-уть, - говорит.
Пока Ким Иваныч думал, что за "ути", тут другая рука тянется:
- Учитель, я знаю, что это. Орёль.
Как там Ким Иваным ещё под стол не упал, я не представляю. А дальше что, спрашивает.
- А всё, учитель, дальше не знаю.
Теперь, когда у него ученики спрашивают "а можно своими словами?", он им эту историю рассказывает и говорит:
- Ну если без "уть-уть", то можно.